10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 274-ФЗ, который вносит значимые изменения в порядок оспаривания кадастровой стоимости. Поправки затрагивают ФЗ «Об оценочной деятельности», ФЗ «О кадастровой оценке» и Кодекс административного судопроизводства РФ.
1. Больше не нужно прикладывать к административному иску экспертизу СРО на отчет
Напомним, что для обращения в Комиссию экспертиза СРО не требовалась еще с июня 2016 года. Хотя, на самом деле, вопрос здесь не такой однозначный. Так, Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ, внесший изменения в ФЗ «Об оценочной деятельности», действительно убрал экспертизу СРО из перечня документов, необходимых для обращения в Комиссию при Росреестре. Однако после этого никто не потрудился внести изменения в Порядок создания и работы Комиссии (утв. Приказом Минэкономразвития от 04.05.12 №263). А пункт 20 этого порядка требует экспертизу, если КС снижается более, чем на 30%. В результате, Кемеровский областной суд в нескольких случаях отменил положительные решения Комиссии в связи с отсутствием экспертизы СРО. Как ни забавно, но изменения в Порядок не внесены и сейчас.
2. Нотариальное заверение копий не нужно
Для обращения в суд с административным иском больше не нужно нотариально удостоверять копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объект недвижимости – достаточно обычных копий. Странно, но для обращения в Комиссию при Росреестре требование о нотариальном заверении копий сохранилось – в ФЗ «Об оценочной деятельности» аналогичные изменения не вносились.
3. Досудебный порядок обязателен только в случаях, установленных законом
В действительности, это чисто техническая правка, которую было необходимо сделать еще при принятии ФЗ «О кадастровой оценке». Напомним, что ФЗ «О кадастровой оценке» (который распространяется на новые оценки, проводимые после 01.01.2017 г.) не требует обязательное досудебное обращение в Комиссию ни для физических, ни для юридических лиц. Кодекс же административного судопроизводства ранее требовал от юрлиц доказательства соблюдения досудебного порядка во всех случаях. Сейчас это противоречие исправлено: отныне по старым оценкам (проведенным до 01.01.2017 г.) организации обязаны подтверждать факт обращения в Комиссию при Росреестре, а вот при оспаривании новых оценок этого от них требовать уже не будут.
4. Органы местного самоуправления могут оспаривать решение Комиссий о снижении кадастровой стоимости в отношении частных земельных участков
Ранее местные власти обладали этим правом только в отношении участков, находящихся в муниципальной или неразграниченной собственности. Однако такая ситуация органы местного самоуправления не устраивала: будучи получателями средств от земельного налога, они напрямую страдали от оспаривания кадастровой стоимости собственниками земли. И на их сторону встал Конституционный суд РФ – он признал за муниципальными образованиями право оспаривать решения Комиссий, «если по заявлению собственника земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена» (Постановление от 05.07.16 №15-П). Теперь эта формулировка, при всём ее нечетком и оценочном характере, была перенесена в ФЗ «Об оценочной деятельности» и ФЗ «О кадастровой оценке».